fedotov1384 (fedotov1384) wrote,
fedotov1384
fedotov1384

Categories:

Пробудить интерес к античному наследию



Написал заметку для студенческой газеты, в которой с помощью сюжетов нескольких популярных голливудских фильмов попытался пробудить у читателя интерес к античному культурному наследию. Думаю, что было бы интересно рассмотреть влияние античности на современную культуру более глубоко и подробно, но начать я хотел бы с этой короткой заметки, которая была опубликована в третьем номере газеты «ОНИКС».


Голливуд и дух античности.

Мы продолжаем нашу рубрику, посвященную исследованию вселенной кинематографа. Считается, что одним из важнейших элементов голливудского кино является «счастливый конец» («хэппи-энд»), который должен нести зрителям позитивный настрой и удовольствие от просмотра фильма. Главные герои подобных фильмов выходят победителями из всех передряг, преодолевают различные преграды, приобретают что-то сверхценное (любовь, знание, смысл, счастье), становятся лучше и сильней. Но есть в истории голливудской фабрики звезд фильмы, главные герои которых в конце погибают.

Интересно, что очень много фильмов с таким завершением снято на тему античности. Например, фильм Зака Снайдера «300 спартанцев» повествует нам о подвиге спартанского царя Леонида и его соратников, которые долгое время сдерживали продвижение многотысячной персидской армии при Фермопилах (это второй голливудский фильм об этом подвиге, первый был снят в 1962 г.). Спартанцы не сдаются, они сражаются до последней капли крови и погибают. Их отвага и мужество становятся примером героизма для будущих поколений.

Фильм Ридли Скотта «Гладиатор» - ещё один пример исторического кинематографа на античную тему. Создатели фильма предлагают нам окунуться в атмосферу политических интриг и гладиаторских боев Древнего Рима. В центре сюжета фильма талантливый полководец Максимус, который в результате политического заговора теряет свою семью и попадает в рабство. Став непобедимым и прославленным гладиатором, он бросает вызов императору Коммоду, который лишил его семьи, дома, звания и развратил граждан Рима «хлебом и зрелищами». Максимус ценой своей жизни свергает безумного императора, передавая власть в руки сенаторов Рима. В последней сцене фильма он идет по полям Элизиума (в античной мифологии часть загробного мира, где царит вечная весна), где его уже ждут жена и сын.

Настоящим феноменом в истории голливудского кино является фильм Вольфганга Петерсена «Троя», снятый по мотивам древнегреческой поэмы Гомера «Иллиада». Сюжет фильма повествует нам о войне троянцев и греков под стенами неприступного города Трои. Оборону города возглавляет царевич Гектор, бесстрашный воин и справедливый командир. В битвах с греками он побеждает могучего Аякса и убивает Патрокла, спутав его с Ахиллом, легендарным греческим героем и непобедимым воином. Ахилл жестоко мстит Гектору за смерть своего друга, но и сам он в конце фильма гибнет от стрелы, которая попадает ему в пятку («ахиллесова пята»). Почти все герои фильма погибают, защищая свои идеалы и представления о справедливости, чести, долге, достоинстве. Трагическая составляющая фильма заставляет нас сопереживать героям. А сопереживание ведет к состоянию возвышения и очищения души, которое древние греки называли «катарсисом».

Античный дух трагедии прорывает любые голливудские штампы и рамки. Гибель героев во имя великих целей и идеалов имеет глубочайший смысл, который важнее любого голливудского «хэппи-энда». Античные герои бросают вызов судьбе, преодолевают человеческие слабости и побеждают смерть, обретя бессмертие в мировой истории и культуре.


Tags: история, кинематограф, культура
Subscribe

  • Post a new comment

    Error

    Anonymous comments are disabled in this journal

    default userpic

    Your reply will be screened

    Your IP address will be recorded 

  • 9 comments