?

Log in

No account? Create an account

Previous Entry | Next Entry

Тепло наших тел 1

Сотни фильмов сняты на тему «зомби» в современном кинематографе, их количество растет, а транслируемые с экрана образы все больше и глубже укореняются в массовой культуре. Разгадка роста популярности этих образов может помочь раскрыть важные тенденции в преображении современной культуры. Показательным является проявление феномена «зомби» в фильме «Тепло наших тел».

В 2013 году в широкий прокат вышел фильм режиссера Джонатана Ливайна «Тепло наших тел» (экранизация одноименной книги американского блогера Айзека Мариона), сюжет которого повествует о драматических отношениях парня по имени «Р» и девушки Джули. На первый взгляд может показаться, что перед нами очередная интерпретация великой трагедии Шекспира «Ромео и Джульетта», перенесенная во времена постапокалипсиса. И несмотря на то, что в фильме можно обнаружить намеки на произведение Шекспира, не стоит делать поспешных выводов. Игра создателей фильма с образами великой трагедии является заигрыванием со зрителем на фоне очень специфического сюжета, никак с классическим произведением не связанным. Повествование в фильме происходит от лица главного персонажа («Р»), который влюбляется в девушку Джули. Но специфика ситуации состоит в том, что главный персонаж фильма - это зомби.

Феномен «зомби» на протяжении долгого времени в массовой культуре олицетворяет смерть, разложение, тлен. Самое распространенное определение понятия «зомби» - это оживший мертвец (название и содержание понятия связывают с африканскими религиозными культами вуду). В этом смысле оживление не выходит за рамки телесности, никак не связано с духовным возрождением и преображением человека (название фильма «Тепло наших тел» апеллирует к телесности). В большинстве фильмов такие «ожившие» трупы, олицетворяющие смерть и разложение, начинают охоту на людей, стоящих на защите жизни и развития человечества. Этот архитипический конфликт между жизнью и смертью, добром и злом получил в современной культуре новую форму воплощения.   

В ситуации постмодерна стали размываться границы добра и зла, романтизироваться смерть и разложение. В рамках этой тенденции начинает происходить моральная реабилитация всяческой нежити (вампиров, зомби и др.), воплощающихся на экранах в образах главных положительных героев. Фильм «Тепло наших тел», несмотря на всю свою неоднозначность и ироничность, раскручивает маховик культуры смерти.

Повествование в фильме ведется от лица зомби, который живет в терминале аэропорта в окружении других мертвецов. На протяжении всего фильма он откровенно делится со зрителями всеми своими размышлениями, проблемами, сомнениями. Главный персонаж («Р») и окружающие его зомби мало похожи на распространенные в массовой культуре образы зомби-убийц. Режиссер с помощью легкой иронии, грима, популярной музыки и душещипательных повествований создает свой художественный мир, в котором зомби должны вызвать у зрителя симпатию и жалость. Даже, несмотря на то, что они питаются людьми, но ведь сами же они «от этого не в восторге». Но есть в этом мире еще другие существа, которые, видимо, испытывают восторг от поедания людей. Это скелеты, потерявшие надежду, разложившиеся зомби. Именно они по замыслу режиссера должны вызывать ужас и ненависть. В основе фильма лежит идея разделения: на обычных людей, на обычных зомби и зомби-скелетов.

Тепло наших тел 2

«Обычные» зомби, бессмысленно слоняющиеся в одиночестве, на первый взгляд, могут вызвать у зрителей какую-то симпатию. Но все иллюзии пропадают, когда зомби, одержимые жаждой плоти, выходят охотиться на людей. В процессе одной из таких охот главный герой фильма встречает свою будущую возлюбленную Джули и её друзей. С друзьями девушки зомби творят страшные вещи, раскрывающие перед нами самую распространенную сущность этих образов. А вот девушку Джули главный герой спасает, убивая перед этим её парня. Эта сцена является ключевой для понимания содержания всего фильма.

На глазах зрителей фильма происходит жестокое убийство возлюбленного Джули, извлечение и пожирание его мозга главным персонажем «Р». Благодаря употребленным в пищу частям, главный персонаж начинает видеть воспоминания убитого им парня, самые яркие из которых связанны с девушкой Джули. И чтобы дальше не происходило между «Р» и Джули - её спасение, его оживление, чувство любви, раскаяние и прощение, все это будет нести на себе кровавый отпечаток расколотого черепа и вынутых мозгов человека (возможно, что все дальнейшие действия "Р" были вызваны воспоминаниями убитого им парня).

Все попытки авторов фильма списать такое поведение главного персонажа на его зомбированность и одержимость жаждой плоти неубедительны и беспомощны (все равно, что оправдывать маньяка за его одержимость убивать). Еще более чудовищными являются попытки оправдать Джули за любовь к убийце своего возлюбленного тем, что к моменту смерти её парень так изменился, что любовь к нему угасла. И что это меняет? Ведь не может счастье быть построено на крови! И можно ли вообще главному персонажу фильма очиститься от рек крови и поедания теплой плоти? Какой путь искупления нужно пройти персонажу «Р», чтобы доказать себе, возлюбленной и всем зрителям свое духовное преображение? Но этот фильм не об искуплении, а о любви, которая, по замыслу создателей, должна возродить человека к жизни. Но любовь возрождает лишь работу сердца и делает тело теплым. Идиллическая картина, выстроенная на крови, подрывает саму идею любви и духовного возрождения.

В фильме «Тепло наших тел» картина бессмысленного прозябания зомби в терминале аэропорта намекает на прозябание общества потребления, законам которого и бросает вызов главный персонаж. Он не съедает понравившуюся девушку, а спасает её. По сюжету фильма этот шаг должен изменить самого героя, более того он должен изменить всех окружающих его зомби - возвратить их к жизни. Возвращение к жизни человека (пусть и ограниченное рамками телесности), происходящее благодаря любви, стоит ближе к идее гуманизма, чем горы уничтоженных инфицированных неизвестным зомбовирусом людей в фильме «Мировая война Z». Но есть в фильме «Тепло наших тел» зомби-скелеты, лишенные возможности преображения. Именно это разделение и сводит на нет хоть какой-то гуманистический пафос фильма, потому что есть те, кто способен измениться, а есть другие - обреченные на уничтожение без какого-либо сожаления.

Все больше снимается фильмов, создается компьютерных игр, детских игрушек. Виртуальные образы прорываются в реальность в виде многочисленных молодежных флешмобов, изображающих прогулки зомби по центральным улицам и проспектам городов («парады зомби»). Что же может означить рост популярности темы "живых мертвецов"?

Парад зомби

В самом первом приближении феномен "зомби" может отражать психологию общества потребления – одержимость и жажда вещественным (омертвевший труд), культ телесных удовольствий, бессмысленность и духовное разложение. Общество потребления в отражении современного кинематографа предстает в образе толпы разлагающихся и бессмысленно слоняющихся трупов, одержимых жаждой потребления человеческой плоти.

На фоне толкающихся и гниющих зомби, стремящихся пожрать всех, из числа живых выделяются самые креативные и героические представители человечества, которые бросают монстрам вызов и крошат их в чудовищных масштабах. Через массовую культуру постепенно создается особая идентичность - "зомби", которая вступает в конфликт с фундаментальной идентичностью - "человек". Закладываются предпосылки конфликта между ними в реальности, а не только в кинематографе и компьютерных играх.

Идентичность "зомби" начинает ассоциироваться в сознании людей с угрозой существования всего человечества. В кинематографе эта идентичность и угрозы служат оправданием уничтожения нелюдей-зомби. Но содержание понятия "зомби" постепенно смещается от образа ожившего мертвеца-убийцы к образу случайно инфицированного вирусом живого человека, одержимого и страдающего жаждой плоти. В этом аспекте создание ярлыка "зомби", дающего право на уничтожение другого, работает на развитие темы фундаментального неравенства в современной культуре.

Но самым глубоким аспектом подобных фильмов является романтизация смерти, разложения и деструкции. Смерть в образе зомби врывается в современную культуру и пожирает её изнутри.

Comments

( 17 comments — Leave a comment )
juchek_durito
Feb. 1st, 2015 07:15 am (UTC)
Тема зомби это также есть оправдание разделения человечества на людей и нелюдей, а также снятие всех моральных ограничений на уничтожение последних.
fedotov1384
Feb. 1st, 2015 07:42 am (UTC)
Да, этот аспект я тоже выделил
herbarium2013
Feb. 1st, 2015 08:10 am (UTC)
я всегда считал, что фильмы про зомби призваны снять психологический блок на стрельбу по большим скоплениям людей. Вроде того, что сидит оператор за гашеткой и видит в прицел толпу. У него на подсознательном уровне уже всплывают кадры из зомби апокалиптического фильма и вроде как не люди перед ним, а зомби. А их можно убивать.
ilya_yu
Feb. 1st, 2015 07:23 am (UTC)
Тема поста намного важнее, чем может показаться. Дело в том, что новизна современной культуры заключается в демонтаже идентичности "Я Человек". Что-то происходит с этническими и конфессиональными идентичностями. И все это обсуждают. Но, насколько мне известно, никто не обсуждает всерьез кризис идентичности "Я Человек". Современная массовая культура предлагает целый набор альтернативных идентификаций.
fedotov1384
Feb. 1st, 2015 07:48 am (UTC)
Согласен, я совсем коротко этой темы коснулся. Подробно она была раскрыта в вашем докладе "После гуманизма", сделанном на клубе "Молотов"
http://fedotov1384.livejournal.com/340147.html
antonisakov
Feb. 1st, 2015 07:56 am (UTC)
Всё началось, насколько я помню, с фильма Обитель Зла.
fedotov1384
Feb. 1st, 2015 08:04 am (UTC)
Тема зомби в кино стала развиваться давно (например, известный фильм "Ночь живых мертвецов" был снят в 1968 г.). В 21 веке фильмы на эту тему снимаются чаще, расширяется охват аудитории и усиливается влияние на общество.
antonisakov
Feb. 1st, 2015 08:06 am (UTC)
Ну да, ещё я помню ходячих мертвецов. Я это и имел ввиду, что после "Обитель зла" подобная продукция стала появляться существенно чаще
alexander_gorn
Feb. 1st, 2015 08:20 am (UTC)
А так ли уж неверен образ "скелетов"? Тут ведь аналогия вполне ясна:"обычные зомби" в фильме это "обычные люди" общества потребления. Они, как и положено при капитализме, жрут ближнего своего, пусть и не в метафорическом, а в самом что ни на есть буквальном смысле. Но, как вы сами написали, они от этого "не в восторге". Кстати, там ещё один намёк есть очень интересный - у "обычных зомби" очень примитивное мышление, на уровне "жрать хочу", но чем более главный герой становится человеком, тем более сложные и абстрактные мысли ему приходят в голову.

А "скелеты", по фильму - это те, кто сдался. То есть расчеловечился окончательно. Причём, в отличие от частичного расчеловечивания "обычных зомби", они это сделали добровольно. Ну а что, разве в реальности нет таких... даже не знаю, как их назвать - слово "человек" тут явно не подходит... индивидуумов, скажем так? Может ли стать человеком какой-нибудь каратель из "Азова", массовый убийца детей и женщин? могут ли стать людьми разнообразные малофеевы с просвирниными и латынины с шендеровичами? Что-то меня берут на этот счёт большие сомнения.

Так, может, это не "уничтожающее гуманистический пафос разделение", а просто горькая правда о том, что есть на пути в бездну граница, перешагнув которую, пути назад уже не остаётся?
fedotov1384
Feb. 1st, 2015 08:39 am (UTC)
А Раскольников, убивший четырех человек(узнав о тройном убийстве, умирает и его мать), переступил бездну или нет? И кто будет определять это, перестал кто-то быть человеком или нет? Как-то это не вяжется с гуманизмом.

Вы в своей интерпретации переносите модель фильма на общество, но фильм о фундаментальном неравенстве трех видов существ (два из которых сравнялись). Зачем привносить это неравенство из фильма в реальность, в которой идентичность "человек" ещё является главной основой, объединяющей человечество?

Edited at 2015-02-01 08:40 am (UTC)
alexander_gorn
Feb. 1st, 2015 08:57 am (UTC)
Это ваша интерпретация. Она может быть верна, а может, и нет. Я в этом фильме увидел немного другое. Опять же, возможно это я ошибаюсь, а вы - нет. Поэтому и хочу разобраться. А модель на общество я переношу именно потому, что это я и увидел - метафору нашего общества.

Давайте всё же вернёмся к расчеловечиванию и его обратимости - это на самом деле важнее, чем довольно "проходной", хотя и неординарный фильм. Вот посмотрите, такой пример. Наши деды, победившие фашизм, безусловно, были людьми гуманными. Даже по отношению к пленным солдатам врага. Но вот СС-овцев они в плен не брали. То есть была всё-таки проведена эта черта: эти могут ещё стать людьми, а вот те - уже нет. Как думаете, они ошибались? СС-овцы были ещё людьми, или они людьми (не в биологическом, а скорее в психологическом и даже, пожалуй, в метафизическом смысле) быть уже перестали?
fedotov1384
Feb. 1st, 2015 09:13 am (UTC)
>"Наши деды, победившие фашизм, безусловно, были людьми гуманными. Даже по отношению к пленным солдатам врага".

Безусловно, и вы сами здесь проводите линию, отличающую гуманизм коммунизма от антигуманизма фашизма. А вашу мысль про СС-овцев я не понял, вы считаете, что их не было в советском плену?
alexander_gorn
Feb. 1st, 2015 09:20 am (UTC)
Какое-то количество, вероятно, было. "Особо ценных" для спецслужбистстких целей из высоких чинов или удачно замаскировавшихся. Но мне в различных источниках неоднократно встречались утверждения, что, по воспоминаниям ветеранов, существовал негласный приказ (причём горячо одобряемый) СС-овцев в плен не брать.

Но мы всё время уходим от главного вопроса. А вопрос звучит так: есть ли предел расчеловечивания, после которого возврат к человеческому уже невозможен? Или же этот возврат возможен всегда, независимо от глубины падения и тяжести совершённых преступлений?

Edited at 2015-02-01 09:22 am (UTC)
neevklid
Feb. 1st, 2015 11:59 am (UTC)
А ещё может быть такой вопрос: есть ли предел неизлечимости болезни, после которого допустима эвтаназия (причём не обязательно добровольная)?
Ход мысли тот же самый.

А ответ такой: не нам проводить эти пределы, и расчеловечивать нельзя никого.
Ненавидеть, убивать на войне, не брать в плен, казнить за преступления - можно.
Расчеловечивать - нельзя.

alexander_gorn
Feb. 1st, 2015 01:02 pm (UTC)
Вот это хороший ответ, спасибо вам за него. Пожалуй, можно было бы продолжить дискуссию, выясняя какие-то ньюансы, но, в принципе, главное уже сказано.

А фильм, по-моему, всё же как минимум неоднозначный. Далеко не идеальный, да. Но если он заставит хотя бы кого-то из "зомби" задуматься о том, что они и не живут вовсе по сути-то - уже будет от него польза.
hmel_mihail
Feb. 1st, 2015 09:06 am (UTC)
Поддержу мысль Александра.
Надо сказать, что именно этот рассматриваемый фильм - пожалуй единственный хоть сколько-нибудь положительный взгляд на зомби тематику.
Не могу сказать, что автор не прав, но мне при просмотре фильма привиделись и другие аналогии: даже вроде в самом фильме подавалась мысль, что возможной причиной возникновения зомби апокалипсиса стало расчеловечивание общества, и что возможно этот "этап" возник как наказание для того, чтобы произвести очищение, а те, кто сумеет возродить в себе человеческое, обретёт спасение. Или, другими словами, приведший в тупик модерн завершает свою эпоху чудовищным разложением, в котором некоторым совсем чуждо человеческое ("скелеты" в фильме), а другие ещё могут посредством больших усилий обрести вновь душу.
Так же прослеживаются аналогии с библейским Новым ковчегом...
v_ml
Feb. 1st, 2015 10:24 am (UTC)
если так же общество продолжат оболванивать, то кино про зомби превратиться в документальное кино...
( 17 comments — Leave a comment )

Profile

Перекуем!!!
fedotov1384
fedotov1384

Latest Month

October 2017
S M T W T F S
1234567
891011121314
15161718192021
22232425262728
293031    







Яндекс.Метрика





Powered by LiveJournal.com
Designed by Lilia Ahner