?

Log in

No account? Create an account

Previous Entry | Next Entry

Ход конем

В заметке про книгу моего детства «Русские богатыри» я писал о её мощном воспитательном потенциале. Ведь былинный эпос является важным источником формирования культурно-исторической идентичности нашего народа. В былинах оформился завет наших предков защищать родную землю, любить Родину и народ, служить им верой и правдой. И этот былинный завет, передаваясь из поколения в поколение (долгое время в устной форме, а потом в письменной) обеспечивал в разные эпохи историческую преемственность. Эта преемственность в воспитании патриотизма и героизма сегодня находится под ударом современной массовой культуры.

Ход конем3

Одним из самых ярких примеров разрушения богатырского эпоса является целая серия мультфильмов про трех богатырей. Последний из этой серии фильм «Три богатыря: Ход конем» вышел совсем недавно. Никакого отношения к былинному эпосу эти продукты масскульта не имеют. Это просто какой-то непрерывный стеб над отечественной историей и культурой под голливудским соусом (происходит постоянная отсылка к героям и ситуациям голливудских фильмов). Образно говоря, под маской «богатырей» скрываются шреки (а конь – это просто копия осла из мультфильма «Шрек»), которые очень топорно перенесены на отечественную почву. Только зачем нужно это подражательство на тему русских богатырей?

У меня есть два предположения, которые не противоречат друг другу. С одной стороны, это подражательство можно рассматривать как бизнес по продаже второсортных продуктов. Когда с помощью спекуляций на тему богатырей, пытаются привлечь в кинотеатры патриотическое большинство, сохраняющее глубокую связь с историей и культурой России. Но вместо богатырского эпоса люди получают суррогаты на тему западного масскульта, которые подменяют и разрушают былинный завет предков. И в этой ситуации возникает вопрос, а только ли финансовыми мотивами руководствуются создатели этих фильмов. В контексте «Культурной войны», подобные произведения, нацеленные в первую очередь на детскую аудиторию, работают на подрыв ядра (фундамента) культуры нашего народа.

В советское время прекрасно понимали важность богатырского эпоса в укреплении ядра культуры. Издавались книги для читателей разных возрастов, создавались иллюстрации на тему богатырских подвигов. Если современные деятели искусства не способны продолжать эти традиции (во что я не верю), то хотя бы не нужно глумиться над ними. Как минимум, нужно наладить переиздание тех художественных произведений, которые были созданы в СССР.

Богатыри1

Богатыри2

Богатыри3

Богатыри4

Богатыри

Comments

( 33 comments — Leave a comment )
haron2010
Jan. 18th, 2015 09:24 am (UTC)
В течение месяца целенаправленно ищу, вспоминаю, смотрю старые мультфильмы.
Почти все найденные я видел в детстве. Просмотр их сейчас вызывает такие переживания внутри, каких я не ощущал с детства. Некоторые мультфильмы заставили прослезиться от той нежности, с какой отец Ильи Муромца, например, общался со своей женой (http://youtu.be/hLGcmUxi7Pk?t=1m3s), от того, как богатырь встал по велению трех старцев, просивших воды напиться, как богатырь защищал землю свою.
В более поздние советские времена, надо признать, нашел я и много чернушных мультфильмов про богатырей, их я в детстве не видел, слава Богу.
...так вот, слезу пустил я не столько оттого, как всё красиво в мультфильме, сколько из-за окружающей и активно пропихиваемым опопсением всех священных и дорогих сердцу тем.
О чем могут думать люди, которым говорят о защите Родины? Про трех богатырей, которые постоянно противопоставляются царю? или о богатырях, которые дурачатся где только не? И на кого здесь в тылу будут надеяться защитники Родины, если они уже наверняка из мультфильмов будут знать, что все жены сварливы и только и хотят отнять свободу у "настоящих богатырей"?

В общем, больная тема, да.
fedotov1384
Jan. 18th, 2015 03:10 pm (UTC)
Если найдете ссылки на другие советские мультфильмы (фильмы) про богатырей, то скиньте их сюда пожалуйста. Меня тема былинного эпоса в произведениях искусства очень волнует и интересует. Спасибо!
(no subject) - haron2010 - Jan. 18th, 2015 03:12 pm (UTC) - Expand
(no subject) - fedotov1384 - Jan. 18th, 2015 03:13 pm (UTC) - Expand
ir_7
Jan. 18th, 2015 11:43 am (UTC)
Ах, как вы правы. Буквально на днях объясняла младшему сыну, что эти суетливые и дерганные мультики отвратительны, ничего общего не имеют с былинным эпосом. Кстати, школьники в четвертом-пятом классе очень правильно реагируют на чтение былин. Только читать их должен взрослый, соблюдая ритмичный распев. Сами они такой текст осилить не могут, слишком архаичный формат. Само построение былинной строки, повторы и отсутствие рифм действует гипнотически, завораживает. Детки слушают затаив дыхание, особо впечатлительные раскачиваться начинают (как на сеансах Кашпировского, ей-богу), впитывают что-то глубинное и главное.
enjinrer
Jan. 18th, 2015 12:37 pm (UTC)
Я своим малым эти мульты и не ставлю.
(no subject) - ir_7 - Jan. 18th, 2015 12:42 pm (UTC) - Expand
(no subject) - enjinrer - Jan. 18th, 2015 01:36 pm (UTC) - Expand
enjinrer
Jan. 18th, 2015 12:39 pm (UTC)
Можно говорить не только о "шрекизации", но и о "КВНизации" (если вспомнить автора сценария). Что, возможно, ещё хуже.
fedotov1384
Jan. 18th, 2015 03:12 pm (UTC)
Согласен, всё вместе. А в итоге, получается глум и карнавал.
igor_garanin
Jan. 18th, 2015 03:59 pm (UTC)
Смотреть на эти современные шЫдевры не могу. Посему мультфильмов не видел - фрагментов оказалось более чем достаточно. Вторая картинка в посте просто убила - это ведь отсылка на "Убить Билла".
fedotov1384
Jan. 18th, 2015 04:31 pm (UTC)
>"Вторая картинка в посте просто убила - это ведь отсылка на "Убить Билла".

Да, подобных "креативных" отсылок на западные фильмы много.
qorban
Jan. 18th, 2015 04:10 pm (UTC)
Было бы чудесно, если бы в посте присутствовала кнопочка на репост вконтакте.
fedotov1384
Jan. 18th, 2015 04:33 pm (UTC)
Кнопочка есть, в панели репостов вторая справа.
(no subject) - qorban - Jan. 18th, 2015 04:44 pm (UTC) - Expand
(no subject) - fedotov1384 - Jan. 18th, 2015 04:47 pm (UTC) - Expand
smelding
Jan. 18th, 2015 04:37 pm (UTC)
согласен
smelding
Jan. 18th, 2015 06:37 pm (UTC)
если любопытно, могу дать ссылку на сайт, где лежат профессионально избранные сборники былин, а также на несколько своих альбомов в вК, иллюстрации к тому или иному былинному сюжету, начиная с 19 века и по сей день (временами - с 17)
(no subject) - fedotov1384 - Jan. 18th, 2015 07:39 pm (UTC) - Expand
(no subject) - smelding - Jan. 18th, 2015 08:23 pm (UTC) - Expand
(no subject) - fedotov1384 - Jan. 18th, 2015 08:27 pm (UTC) - Expand
kamrad2213
Jan. 18th, 2015 04:38 pm (UTC)
> Только зачем нужно это подражательство на тему русских богатырей?

Если много смотреть современное западное кино, то видны становятся шаблоны, по которым оно снято. Шаблонные сцены, шаблонные повороты сюжета, шаблонные персонажи, мимика, жесты, структура диалогов.

Я бы не сказал, что это само по себе плохо, потому что в итоге они поняли определённые законы восприятия киноматериала и научились стабильно выдавать продукт не ниже определённой планки, но в нем нет оригинальности и глубины - это большая редкость.

Наши слепо перенимают эти западные технологии. Т.е. я хочу сказать, что не уверен, что конкретно тут проявляется именно стремление уничтожить наше культурное ядро. Потому что на самом западе - та же картина, все лепят по шаблону.

Хотя, безусловно, вред культуре эти мульты наносят, потому что копируются шаблоны бездумно, без осмысления, без адаптации и без попытки сказать что-то наше, своё, оригинальное.
unv
Jan. 18th, 2015 08:31 pm (UTC)
Поддержу. Авторы наверняка искренне думают, что возрождают культуру - всего лишь выдавая на гора типичный голливудский продукт среднего качества. По сравнению с почти полным отсутствием культуры в постсоветский период эти поделки отнюдь не самые худшие. Но с советской культурой, безусловно, не сравнить.
morzhik55
Jan. 18th, 2015 08:58 pm (UTC)
Вот подборка мультиков по былинам от "Союзмультфильм"
http://www.youtube.com/watch?v=ZMtcFbtVx0g&index=1&list=PLt6kNtUbjfc8if34666GBpgoJ_J3LGSgG
fedotov1384
Jan. 18th, 2015 09:07 pm (UTC)
Спасибо!
trance_se
Jan. 18th, 2015 10:09 pm (UTC)
Не могу смотрть эти отвратительные поделки. Натурально разрушение священного.
osmelov
Jan. 19th, 2015 01:23 pm (UTC)
Можно какой-нибудь пример глумления? Человеку непосвященному довольно трудно передать конкретику.
fedotov1384
Jan. 19th, 2015 01:45 pm (UTC)
Например, пародия на фильм "Убить Билла" в отечественном мультфильме про трех богатырей.
step_bg
Jan. 20th, 2015 12:00 am (UTC)
Помню в детстве для меня образ былинного богатыря был настолько велик и непогрешим, что никогда бы мысли не пришло его сопрягать с комическим персонажем.
threella
Jan. 20th, 2015 10:36 am (UTC)
а ведь в условиях отсутствия другой современной альтернативы западному мультику люди потребляют этот "продукт" на ура и ведь как так и надо.. не задумываются даже под хиханьки да хаханьки
rus_humanist
Mar. 12th, 2015 05:58 am (UTC)
А первые мультики про богатырей от Мельницы тоже плохи на ваш взгляд? Почему? Про "ход конем" - тут все понятно, пошлятина сплошная и копирование приемов. А первые, на мой взгляд, вполне ничего. То есть, конечно же, они не годятся для воспитания или "подзарядки", это совсем не того уровня мультики. Но вроде бы вполне оригинальные были и не пошлые.
tovarishch_343
Mar. 19th, 2015 02:33 pm (UTC)
Ну тут есть над чем подумать. Влхреовых, в СССР былины в издании для детей, скорее всего, ретушировали, адаптировали. Зачастую адаптация могла сильно расходиться с подлинником. Ну как "русская культура вообще" может отличаться от конкретной этнографической практики какой-нибудь Курской губернии в 1830-е годы (там-де мол такая порнушка были и т.д.). Или русский народный хор, когда сто человек в атласных косоворотках да сарафанах выходят с инструментами и поют что-то типа "Среди долины ровныя" (текст авторский, автор - А. Ф. Мерзляков - мой земляк). Наши враги говорят: то, что вы называете "русской культурой", на деле есть конструкт советского времени под определённые идеологические задачи. И поди докажи им, что в советской интерпретации есть нечто подлинное и нутряное . Они вам на это ответят: "Это ваши субъективные глюки". Пока что не решил я эту проблему... А вы что думаете?
( 33 comments — Leave a comment )

Profile

Перекуем!!!
fedotov1384
fedotov1384

Latest Month

March 2018
S M T W T F S
    123
45678910
11121314151617
18192021222324
25262728293031







Яндекс.Метрика





Powered by LiveJournal.com
Designed by Lilia Ahner